В СМИ активно обсуждается тезис спикера генпрокурора Украины Ю. Бойченко, заявившего на брифинге, что в ходе расследования катастрофы малазийского Боинга продолжаются экспертизы и другие следственные действия, но их результаты будут обнародованы по завершению расследования и лишь при согласии всех сторон, которые заключили соответствующее соглашение.
Таким образом, можно сделать вывод, что общественность может и не получить объективную информацию о причинах катастрофы. Разглашение оставлено на рассмотрение комиссии из нескольких стран.
Хотелось бы высказать мнение по этому вопросу.
Уголовное дело может закончиться вынесением приговора, а может и зайти в тупик, когда, например, не хватает данных для судебной перспективы. Кроме того, в том случае, если расследование выявляет информацию невыгодную для стороны, проводящую расследование, то такую информацию было бы целесообразно не разглашать.
Хотя, разумеется, отсутствие информации по результатам расследования — это тоже информация, позволяющая делать выводы о предвзятости расследования.
Возможно ли скрыть информацию не выходя за пределы правового поля? Полагаю, что это возможно.
Расследование уголовного дела и выяснение виновных лиц и степени вины относится к компетенции правоохранительных органов страны, проводящей расследование. Уголовное дело возбуждено по месту происшествия – Украина. Предполагаю, что материалы по данному уголовному делу связаны с гостайной (так называемый гриф «секретно») и могут быть запрещены к разглашению даже независимо от пожеланий сторон международного соглашения. В случае, если уголовное дело не дойдет до суда, то общественность будет лишена информации на вполне законных основаниях.
Полагаю, что в заявлении спикера речь идет именно о расследовании в рамках уголовного дела.
Но, кроме проведения расследования уголовного дела, существует процедура расследования проводимого в рамках Приложения к Конвенции о международной гражданской авиации (ICAO) — Расследование авиационных происшествий и инцидентов.
Согласно положениям этого документа, любое расследование, выполняемое в соответствии с положениями настоящего Приложения, проводится отдельно от любого судебного или административного разбирательства, направленного на установление доли чьей-либо вины или ответственности (пп. 5.4.1. Приложения 13).
Здесь важно обратить внимание, что «единственной целью расследования авиационного происшествия или инцидента является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем. Целью этой деятельности не является установление доли чьей-либо вины или ответственности».
То есть, расследование не повлечет установление того кто был виновником катастрофы. Будут даны лишь рекомендации соблюдать осмотрительность при полетах вблизи зон военного конфликта.
Но, в отличие от расследования уголовного дела, общественность будет имеет возможность ознакомиться с результатами расследования.
Так, согласно пп. 6.5. и 6.6. Приложения 13, «в интересах предотвращения авиационных происшествий государство, проводящее расследование авиационного происшествия или инцидента, как можно скорее и, если возможно, в течение 12 мес публикует окончательный отчет. (Примечание. Публикация окончательного отчета может осуществляться посредством размещения его в Интернете, при этом окончательный отчет не обязательно публиковать в бумажном виде). Если отчет не может быть опубликован в течение 12 мес, государство, проводящее расследование, публикует промежуточное сообщение к каждой годовщине происшествия с подробным изложением хода расследования, включая информацию о любых возникших вопросах, касающихся безопасности полетов».
Кроме того, окончательный отчет о расследовании авиационного происшествия незамедлительно направляется государством, проводящим расследование:
а) государству, назначившему расследование;
b) государству регистрации;
с) государству эксплуатанта;
d) государству разработчика;
е) государству-изготовителю;
f) любому государству, участвовавшему в расследовании;
g) любому государству, граждане которого погибли или получили тяжкие телесные повреждения;
h) любому государству, которое предоставило соответствующую информацию, основное оборудование и экспертов.
Повторюсь, в этом отчете не содержится данных о виновнике происшествия.
24 июля британские официальные лица заявили, что не станут предавать публичной огласке данные, полученные в результате расшифровки бортовых самописцев, предоставив это сделать нидерландским властям